Пояснительная записка к Годовому учебно-тренировочному плану МБУ ДО СШОР № 2
Годовой учебно-тренировочный план МБУ ДО СШОР № 2 предусматривает, как совершенствование обучающимися техническим и тактическим действиям, развитие физических качеств, участие в спортивных соревнованиях и играх, так и повышение уровня психологической подготовленности необходимой для становления высококвалифицированного спортсмена. Специально организованный учебно-тренировочный процесс, позволяет приобрести опыт творческой спортивной деятельности, достигнуть профессионального совершенства в овладении техническими, тактическими, физическими и другими видами подготовки баскетболиста, повысить уровень функциональных и двигательных способностей спортсменов, направленный на формирование качеств и свойств их личности. На протяжении всего периода обучения в спортивной школе баскетболисты проходят несколько возрастных этапов. Благодаря эффективному распределению программного материала по периодам спортивной подготовки, этапам и основным структурным блокам планирования, решаются определенные задачи. Многолетнее планирование годового учебно-тренировочного плана охватывает в среднем 10-15 лет и предусматривает последовательно этапы отбора и обучения, базовой тренировки и спортивного совершенствования.
Учебно-тренировочный процесс строится с учётом принципа единства постепенности увеличения учебно-тренировочной нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам, который реализуется через следующие направления: увеличение суммарного годового объёма работы; увеличение годового объёма соревновательной нагрузки подготовки с учётом этапа спортивной подготовки (в часах); увеличение количества тренировочных занятий в течение недельного микроцикла (в зависимости от периода годичной подготовки, типа и направленности микроциклов); сопряжённость всех видов подготовки, предполагающую оптимальную взаимосвязь нагрузок различной преимущественной направленности; постоянное увеличение силы тренирующего потенциала за счёт варьирования способов распределения объёма и интенсивности тренировочных нагрузок в микроцикле, мезоцикле, замены средств на каждом новом этапе; увеличение объёма технико-тактической работы; последовательное усложнение технико-тактической подготовки, выражающейся в моделировании непредвиденных ситуаций, требующих от баскетболистов принятия решений в ситуации неопределённости в соревновательных условиях; последовательность развития двигательных способностей, выражающаяся в постепенном увеличении интенсивности учебно-тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности, строгий порядок и очерёдность их введения на протяжении этапов и периодов подготовки с целью постоянного увеличения силы тренирующего потенциала; использование различного рода технических средств и природных факторов.
Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:
- постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
- планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;
- переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для баскетболиста;
- увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
- увеличение объема учебно-тренировочных нагрузок;
- повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.
Особенностью спортивной подготовки в МБУ ДО СШОР № 2 является реализация комплексной Дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта "Баскетбол". Данная программа рекомендует поэтапное построение спортивной подготовки на этапах: начальной подготовки, учебно-тренировочном (спортивной специализации); совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства. В соответствии с нормативными требованиями организация спортивной подготовки предусматривает использование различных форм организации занятий – по группам и индивидуально. Группы дифференцируются по годам обучения (1 год обучения, 2-й год обучения, 3-й и последующий год обучения). Группы - долгосрочные и переменного состава (формирующиеся как на целый учебный год, так и на отдельный его период). Структура учебного учебно-тренировочного плана предусматривает освоение обучающимися основ технико-тактических действий баскетболистов, теоретической подготовки, общей и специальной физической подготовки, интегральной подготовки, психологической подготовки, медико-восстановительных мероприятий, контрольно-переводных нормативов, тренерской и судейской практики.
Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации Программы: групповые и индивидуальные учебно-тренировочные занятия; учебно-тренировочные мероприятия; теоретические занятия; спортивные соревнования, согласно объему соревновательной деятельности; инструкторская и судейская практика; контрольные мероприятия (тестирование и контроль); медицинские, медико-биологические и восстановительные мероприятия; самостоятельная работа по индивидуальным планам в т.ч. с использованием дистанционных технологий.
Учебно-тренировочный план формирует круг нормативов: продолжительность обучения (в учебных годах); число учебных часов; обязательную недельную учебную нагрузку (по каждому году обучения из расчета 1 час = 60 минут); наполняемость групп; итоговое количество часов за 52 учебные недели.
- Примерные тренировочные планы СП на 2022год: /godovoj_psp_2022.pdf, /godovoj_psp_ssm_i_vsm_2022.pdf
- Примерные учебно-тренировочные планы на 2023год: /utp_2023.pdf
- Примерные учебно-тренировочные планы на 2024год: /utp_2024.pdf